Периодическая печать и конференции

 

В сражениях на южных морских рубежах

(К 95-летию со дня рождения Героя Советского Союза Д. П. Левина)

 

Дмитрий Павлович уроженец села Дмитровка ныне Радищевского района Ульяновской области.

В восемнадцать лет начал службу в Военно-морском флоте. Окончил Черноморское военно-морское училище. С сентября 1941 года – на фронте.

В боях под Севастополем в ноябре 1941 года командовал ротой особой морской бригады. После ранения командовал бронекатером Азовской флотилии «БКА – 112».

В ряде операций по освобождению Таманского полуострова, городов Таганрога и Мариуполя, командуя боевым катером, провёл более 10 морских боёв с превосходящими силами противника и всегда выходил победителем.

На его личном счету четыре потопленных катера, самоходная баржа, более десяти уничтоженных вражеских огневых точек, два прожектора и много живой силы противника.

3 ноября 1943 года катер Левина в составе отряда кораблей Азовской флотилии участвовал в переброске на Керченский полуостров войск Северо-Кавказского фронта и эвакуации раненых, прорываясь сквозь завесу вражеской артиллерии и авиации. Когда катер Левина вёл очередную высадку десанта в районе с. Жуковка, авиация начала усиленно бомбить берег и рейд. Высадка прошла благополучно. Но при налёте пикирующих бомбардировщиков Д.П. Левин был убит.

За участие в боях был награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды. Звание Героя Советского Союза Лейтенанту Д.П. Левину присвоено посмертно 22 января 1944 года.

Его имя носит улица в г. Сызрани. Имя Героя присвоено рыболовному траулеру и буксирному пароходу речного флота.

В марте 1990 года приказом Министерства обороны СССР имя Героя Советского Союза Д.П. Левина навечно занесено в списки Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова.

 

     Главный методист                                                                        Н.В. Забалухина


В январе 2015 г. в Общественном научно-практическом журнале "Власть" № 1 вышла статья архивиста первой категории Ильязовой Р. В. "Реализация нормативно-правовых актов в сфере антирелигиозной политики в СССР в конце 1920-х - 1930-е гг. (на примере Ульяновской губернии)"

 


"Госархиву новейшей истории Ульяновской области - 70 лет"

Статья директора ОГБУ "ГАНИ УО" Миронова В. Н.

в журнале "Отечественные архивы" № 5 за 2014 г.

  

 


 

 «Дневники Великой Отечественной: Лев Федорович Захарьин»

К 90-летию со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., журналиста Л.Ф. Захарьина.

20 сентября 2014 года исполнилось бы 90 лет  Льву Федоровичу Захарьину – ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., журналисту, внештатному корреспонденту газет «Ульяновская правда», «Ульяновский комсомолец», «Молодежная газета», «Град Симбирск», «Достоинство» и других, талантливому ведущему Ульяновского комитета по телевидению и радиовещанию, держателю личного фонда ОГБУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области».

Захарьин Лев Федорович родился 20 сентября 1924 года в г. Мурманске, в семье кадрового военного, поэтому частые переезды воспринимал как должное.

В 1939 году поступил в Одесскую артиллерийскую спецшколу   № 16, а в 1940 году перевелся в Киевскую артспецшколу №12.

Война застала семью Захарьиных в г. Киеве. Вместе с родителями Лев эвакуировался в Ульяновск. В возрасте шестнадцати лет устроился грузчиком на  швейную фабрику им. Горького. Юноша таскал огромные тюки сукна, готовые шинели. И лишь только ему исполнилось семнадцать, ушел добровольцем в действующую армию. Старый мастер уговаривал его не торопиться в пекло, на фабрике можно было получить бронь, но он был молод, горяч и рвался на фронт.

Три долгих года Лев Федорович – один из миллионов солдат России – приближал день Победы. Свою армейскую службу он начал в гвардейской минометной бригаде на Волховском фронте. Скучать не приходилось. Все от командира бригады до солдата, старательно готовились к боям с фашистскими захватчиками. В начале апреля 1943 года в составе маршевой роты его отправили на фронт. Автоматчик, затем командир расчета 120-мм миномета, он был постоянно в боях. Осенью того памятного года командир 1027-го стрелкового полка майор Матвеев на поле боя под сильным артобстрелом противника вручил старшему сержанту Л. Захарьину медаль «За отвагу». В бою под деревнями Дубовицкая и Жаркая со своим напарником рядовым Иваном Беклемишевым из Уфы он выпустил по вражеским позициям более 120 мин. Стрелковая дивизия, в которой воевал Захарьин, прошла боевой путь от Волхова и по сплошному бездорожью, оврагами и лесам, через топи, речушки и болота дошла до Курляндии на западе Прибалтики.

Демобилизовался в марте 1947 года, но в октябре Министерством государственной безопасности Лев Федорович был направлен в группу Советских оккупационных войск для работы в органах. В марте 1953 года уволился и поступил в 10 класс вечерней школы рабочей молодежи. В это время он жил и работал в Подмосковье и в местной газете опубликовал свою первую заметку о концерте в колхозе, однако литературном поприще пока не думал – хотелось попасть в таинственный мир кино. Он подал документы во ВГИК. У него были все шансы попасть, предметы по специальности он сдал на отлично, и льготы имел, как участник войны. Но после откровенного разговора с директором забрал документы.

В 1962 году закончил механический факультет Московского Всесоюзного заочного института текстильной и легкой промышленности, получил диплом инженера-механика. После окончания института Лев Федорович получил назначение  в г.Киев по специальности инженера-механика, участвовал в пуске заводов синтетических волокон в городах Рустави, Кемерево, Черкассах, Махачкале, Щекино.

В 1973 году переехал в г.Ульяновск, где работал главным инженером в проектно-конструкторского бюро  облбытуправления, затем главным инженером проекта в проектно-конструкторском бюро автоматизированных систем управления, корреспондентом  Ульяновского областного комитета телевидения и радиовещания. В последние годы своей трудовой деятельности преподавал  черчение, металловедение в учебно-производственном комбинате облбытуправления.

В сентябре 1984 года Лев Федорович ушел на пенсию, но продолжал работать внештатным корреспондентом газет  «Ульяновская правда» и «Ульяновский комсомолец», областного радио и телевидения.

Ушел из жизни Захарьин Л.Ф. 9 ноября 2008 года.

Документы личного происхождения Захарьина Льва Федоровича поступили в ОГБУ «Государственный архивист новейшей истории Ульяновской области» (в то время Центр документации новейшей истории Ульяновской области) в начале 1990-х годов. В 1994 году коллектив Центра готовился к  празднованию 50-летия Победы Советской армии и советского народа над фашистской Германией. В архивном отделе администрации Ульяновской области для специалистов архивов организовывали встречи с корреспондентами областного радио, задачей которых было освещать вопросы подготовки к юбилею Победы, чтоб показать участие ульяновцев в боях с немецко-фашистскими захватчиками, партизанском движении, на трудовом фронте и в тылу. Одним из таких корреспондентов был Захарьин Лев Федорович, который писал статьи, воспоминания, очерки, организовал теле-радиопередачи с участием ветеранов войны. За год подготовки к 50-летию Победы он выпустил в эфир 35 программ, принял участие во Всероссийском фестивале радиопрограмм «Вечный огонь» в г.Архангельске, посвященном юбилею Победы и был отмечен дипломом в номинации «Лучшему ведущему радиопередачи». Сотрудники Центра документации вошли в расположение Льва Фёдоровича и даже сдружились, он много поведал им интересного о себе, об участии в боевых действиях. Его рассказы о войне завораживали, и специалисты архива, убедили его изложить их на бумаге. Как вспоминал журналист: «Я хотел им сказать, что надо бы еще подождать до определенного момента, но посмотрел на их лица и все понял: будешь ждать, откладывать, а  вдруг…Кто тогда сохранит мои документы для потомков?... И начал это делать заранее, чтобы потом не жалеть!». Таким образом, Льва Федоровича подтолкнули к написанию книги о Великой Отечественной войне «Что было, то было». Выдержав суровые испытания солдатской судьбы, он действительно был свидетелем того, что было. В своих мемуарах он ставит ясную и конкретную цель – детально ознакомить читателей с окопной повседневностью, с жизнью на переднем крае, когда до противника оставалось сто, а временами и пятьдесят метров. О людях, о друзьях, которые тогда были с ним. В предисловии данной книги Лев Федорович написал: «Льщу себя надеждой, что эти мои страницы помогут далеким потомкам правильно понять и оценить обстановку, в которой мы жили, воевали, любили и верили в светлое будущее, если не свое, то наших детей…». В 2000 году в областном конкурсе, посвященном 55-летию Победы, за книгу фронтовых воспоминаний  «Что было, то было…» Лев Федорович занял первое место и был награжден дипломом в номинации «Книги, журналы, альбомы».

В заключение хочется сказать, что Лев Федорович Захарьин был опытным журналистом и замечательным человеком.  В течение многих лет он вел на нашем областном радио цикл радиопередач о ветеранах войны, кроме того он вместе и с другими фронтовиками-журналистами был в гостях у учащихся школ г.Ульяновска. Главной темой его бесед с ребятами была правда о войне и мужестве и стойкости советских солдат. Годы войны вошли в память фронтовика, «как патроны в обойму».

 

Лев Федорович писал, что «шел по своим годам и дорогам с открытым сердцем, старался жить честно, по-комсомольски, не кривил душой, хотя это временами становилось невероятно трудно».

Память об этом замечательном Человеке, фронтовике и журналисте среди людей, знающих  Захарьина Льва Федоровича, будет вечной.

Ведущий архивист

  О.А. Полянская

 


 

«Архивист с большой буквы»

 20 августа Государственному архиву новейшей истории исполняется 70 лет. За период существования в нём сменилось ни одно поколение архивистов. В 80-е – 90-е  годы научным сотрудником, а затем  внештатным научным сотрудником работал  Михаил Васильевич Безруков.

Михаил Васильевич родом из села Сухая Бугурна Цильнинского района. После окончания, в июне 1940 года, Ульяновского сельскохозяйственного техникума был направлен на работу в Кировскую область. Осенью начался призыв в ряды Красной Армии. По зрению медицинская комиссия его не пропустила. А поскольку было большое желание служить в армии, Михаил Васильевич обратился к военкому с просьбой направить в любую часть, где имеется конный состав, заявив ему, что как специалист может работать ветсанитаром или веттехником.   Военкома он убедил и фактически в армию ушёл добровольно. Службу начал под г. Брестом в гаубичном артиллерийском полку и  здесь встретил войну. Михаил Васильевич вспоминал: «В весенний период нашу часть вывели в летние лагеря. Стояла тёплая погода. И вот наступил чёрный день 22 июня 1941 года. Ранним утром на военный лагерь налетели фашистские самолёты и начали бомбить. Всё это произошло внезапно. Заняли с личным оружием оборону. С парка вывозили орудие на себе. А они весили восемь тонн.  К вечеру пригнали  откуда – то трактор. В ночь снялись с лагерей и стали отступать через Барановичи. Отступая, мы нашли в одном из складов снаряды для своих орудий. И первый бой  мы дали на старой границе в районе станции Погорелово. В воздухе всё время висели самолёты неприятеля. Бой прошёл успешно».

Часть Михаила Васильевича отступала с боями и организовано, участвовала в обороне Минска, в боях под Смоленском. В результате проведённых боёв, полк, потеряв много техники и личного состава, вышел в район станции Дорохово, западнее Москвы. Затем была битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга. Михаил Васильевич был контужен и дважды ранен. За боевые заслуги награждён двумя орденами  Красной Звезды, орденом Славы III степени и орденом Отечественной войны II степени, четырьмя медалями, в числе которых  - «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

Победу встретил в Кенигсберге. Страна начала залечивать раны, нанесённые войной. Все силы были теперь брошены на мирное строительство. Михаил Васильевич был демобилизован по первому Приказу Народного Комиссара обороны как специалист сельского хозяйства.

Но демобилизованного воина направили на работу пропагандистом в Богдашкинский райком партии. С 1948 года работал инструктором в сельхозотделе обкома партии.     В 1980 году приступил к работе научным сотрудником Партийного архива Ульяновского обкома КПСС, а с 1984 по 1992 год являлся внештатным сотрудником архива. Михаил Васильевич автор и составитель ряда сборников, изданных по документам архива,  активно  публиковался, выступал на областном радио.

Ему принадлежала идея издать к 50-летию Победы книгу воспоминаний участников Великой Отечественной войны. И такая книга благодаря финансовой поддержке областной администрации, под названием «Живое слово о войне», увидела свет накануне юбилея. Книга, подобная этой, в нашей области не выходила. Стихи, проза, воспоминания, письма с фронта, фронтовые рисунки, вошедшие в книгу, передают ощущение войны, дух того фронтового времени, видение мира, понимание цели и смысла собственной жизни.

 Будучи на пенсии Михаил Васильевич вёл большую общественную работу: был членом бюро Ленинского районного Совета ветеранов, членом президиума городского комитета ветеранов войны, старшим по дому, активным участником хора ветеранов, внештатным корреспондентом газеты «Ульяновская правда», ГТРК «Волга». Помогал людям, писал статьи, информации, рассказывал о былом. И как у всякого  увлечённого человека часто не хватало свободного времени.

Главный архивист 

ОГБУ ГАНИ УО  

Н.В. Забалухина


 

Ветераны ульяновской журналистики.

К 85-летию со дня рождения В. И. Баболина

Периодическая печать Ульяновской области прошла долгий путь становления и развития. Много талантливых и энергичных деятелей внесли свой вклад в это важное дело. Одним из таких деятелей стал Владимир Иванович Баболин. Его статьи печатались во многих газетах: «Дунавска правда», Ульяновский журналист», «Заря», «Пролетарски    путь» и «Ульяновская правда». 28 июня 2014 года талантливому журналисту исполнилось бы 85 лет…

Баболин Владимир Иванович родился 28 июня 1929 года в г.Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР в семье рабочих. В 1932 году семья переехала в Москву, где маленький Володя пошел в школу.

Во время Великой Отечественной войны, продолжая обучение в школе, он подрабатывал в сапожной мастерской в подмосковном совхозе. После смерти отца он вместе с матерью вернулся в родной Орджоникидзе, где в 1949 году окончил среднюю школу №50. В этом же году Владимир Иванович поступил в Ленинградский Государственный университет на отделение журналистики филологического факультета. А уже в 1954 году, успешно закончив обучение в ВУЗе, по распределению отправился на работу в г. Ульяновск.

Баболин был принят на должность литературного сотрудника в редакцию газеты «Ульяновская правда», где работал корреспондентом газеты в отделах культуры, промышленности, заведующим идеологическим отделом, а также отделом информации.

Владимир Иванович проработал в редакции более сорока лет. Эрудированный, обладающий обширными энциклопедическими знаниями он написал множество передовых статей, а также публикаций, затрагивающих острые проблемы жизни страны и Ульяновской области. Баболин сумел стать поистине народным журналистом. В своих статьях он всегда стоял на страже прав и интересов жителей города, простых людей, отстаивал их права, придавал широкой огласке бесчинства чиновников, руководителей предприятий, жуликов и воров. Нередки призывы к совести, добропорядочности людей. В своей статье «Сотвори малость» журналист пишет: «А спросите любого любителя волокиты, почему он так работает через пень-колоду? Вряд ли услышите удовлетворительное объяснение. Волокитит потому, что так привык, что спроса с него должного нет. И нужны ли какие-то особые высшие санкции, чтобы обеспечить тебе работу положенным образом, никто не ждет от тебя решения каких-то глобальных проблем человечества. Сделай добросовестно, пусть и незначительное на вид дело, сотвори хоть малость добра. Люди оценят…»

Баболин В.И., свободно владеющий французским и английским языками, часто общался с иностранными принимал участие во встречах с иностранными делегациями.  

Так же знаменитый публицист в течение многих лет передавал свой опыт молодым сотрудникам газеты «Ульяновская правда», скрупулезно боролся за чистоту русского языка. Именно им было разработано приложение к орфографии издания секретариата газеты «Ульяновская правда», где на конкретных примерах разъяснялись некоторые правила грамматики русского языка.

В 1959 году  Владимир Иванович был принят в члены Союза журналистов СССР.  В этот же год Баболин совместно с В. Кулеминым издают фельетоны «На промысле божьем», в которых раскрывались шарлантанство и проеступления отдельных дельцов, гоняющихся за легкой наживой посредством спекуляции на религиозных чувствах верующих, введении в заблуждение легковерных людей.Уже позднее – в 1980 году этой теме будет посвещен и ряд статей Владимира Ивановича в газете «Ульяновская правда» под названием «Животворный источник братства»

В 1965 году Баболин В.И. был назначен ответственным секретарем редакции. На этой должности он проработал 25 лет до ухода на пенсию. Но и уйдя на заслуженный отдых, с 1990 года Владимир Николаевич работает инструктором-корреспондентом пресс-центра Ульяновского областного совета профсоюзов, а с 1991 года по 1995 год – вновь корреспондентом «Ульяновской правды».

Оценка его труда получила отражение  в высокой правительственной награде - ордене Дружбы народов и присвоения звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Кроме того Владимир Иванович был награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, администрации области и, конечно же, редакции газеты «Ульяновская правда».

Жизненный путь таких людей, как Владимир Иванович Баболин должен служить молодым журналистам примером – не опускаться до уровня бульварной прессы и низкопробного графоманства. Хочется верить, что его деятельность, его публикации вдохновили на великие свершения не одно поколение публицистов.

Архивист I категории

ОГБУ ГАНИ УО

Ильязова Р.В.


Ветераны ульяновской журналистики.

К 90-летию со дня рождения А.И. Миронова

На протяжении долгих лет «Ульяновская правда» была единственным органом периодической печати в нашем крае. За редакторским столом издательства в разное время сидели умнейшие и талантливейшие люди области. В 80-х годах прошлого века главным редактором стал и Александр Иванович Миронов.

Александр Иванович родился 23 июля 1924 года в селе Ясашная Ташла Тереньгульского района Ульяновской области в семье рабочего.

После окончания средней школы в июне 1941 года сам он работал чернорабочим в Сызранском участке УЖУСДОРС НКВД СССР. В годы Великой Отечественной войны служил на станции Инза в Куйбышевском пехотном училище в 70-ом учебном противотанковом полку 11-ой учебной бригады и в 55-ом учебном стрелковом полку 42-ой учебной стрелковой дивизии. Был комсоргом батальона и исполняющим обязанности комсорга полка. 

В 1947 году Миронов поступил на ветеринарный факультет Ульяновского сельскохозяйственного института, который закончил с отличием в июле 1952 года и получил диплом ветеринарного врача.

Свой трудовой пусть журналиста Александр Иванович начал в редакции газеты «Ульяновский комсомолец». В сентябре 1954 года был принят в Ульяновский отдел радиоинформации на должность радиокорреспондента, а в марте 1957 года Миронов переведен на должность литературного сотрудника газеты «Ульяновская правда» в отдел сельского хозяйства и в октябре 1960 года становится заведующим отделом сельского хозяйства этой газеты.

В июле 1960 года Миронов был переведен на работу в Ульяновский обком КПСС на должность заместителя заведующего сельскохозяйственным отделом, а в 1962 году на должность заведующего отделом. В 1965 году выдвигался от  Новомайнского избирательного округа №97 кандидатом в депутаты Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся.

В 1978 году Александр Иванович был утвержден редактором областной газеты «Ульяновская правда». В этот период издание четко отражало внутренний и внешнеполитический курс правящей партии, поэтому большинство статей посвящалось проблемам развития сельского хозяйства, промышленности, совершенствования культурной жизни общества и его социального обеспечения -  «Заготовим больше кормов для ферм!», «Идеологическое обеспечение жатвы», «Совершенствовать идеологическую работу», «Беречь культурные ценности народа». В результате выхода СССР из внешнеполитической изоляции, активизации его деятельности на международной арене во второй половине прошлого столетия особое внимание уделяется статьям и заметкам, повествующим о событиях в мире – советско-американские переговоры о сокращении вооружений, Опиумная война, арабо-израильский конфликт, сотрудничество, обмен опытом советских и французских летчиков и многое другое.

В это же время в газете появляются, переведенные на русский язык, публикации зарубежных изданий, например статьи французской газеты «Монд дипломатик».

Занимая пост редактора газеты, он часто проводил встречи с журналистами из других стран: Лаоса, Вьетнама, КНДР, Чехословакии, Польши. Примечательны его заметки о поездке в Польшу и общении с польскими коллегами, опубликованные в газете «Ульяновская правда» в октябре 1984 года, содержащие очерк о музее В.И.Ленина, его жизни в Польше, а также интервью с польскими рабочими.

Тезисы выступления, обращенного к журналистам из ФРГ, ярко характеризуют Александра Ивановича Миронова как партийного журналиста, всегда оказывающего поддержку политическому курсу КПСС. Он говорит: «Такая искренняя высокая оценка миролюбивой политики нашего государства убедительно показывает, что коммунисты и все прогрессивные силы ФРГ выступают, как активные интернационалисты, поддерживают усилия коммунистической партии Советского Союза и советского народа в борьбе за мир, за разрядку международной напряженности».

На протяжении всей жизни Миронов вел активную общественную работу: как член КПСС и как председатель областного отделения союза журналистов. На всех участках работы  его отличали большая работоспособность, высокая принципиальность и деловитость, требовательность к себе и товарищам по работе. Как редактор и руководитель областной журналистской организации много сил и энергии отдавал дальнейшему повышению идейного и профессионального уровня областных, городских, районных и многотиражных газет, улучшению их содержания, актуальности и действенности публикаций.  Кроме того,  одним из центральных вопросов в печати также остается работа с молодежью, в том числе и по вопросам профессионального воспитания. Неоднократно печатаются статьи о «Боевых задачах журналистов», проблемах сохранения и воспитания молодых кадров.

В 1980 году Александр Иванович принимал участие в работе Ульяновской областной отчетно-выборной конференции журналистов, а также был участником Международной научно-практической конференции журналистов социалистических стран на тему: «Ленинизм – революционное знамя эпохи», посвященной 110-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина. Организатором конференции был Союз журналистов СССР, а областная организация журналистов принимала активное участие в проведении этого форума. В 1981 году Миронов представлял областную организацию Союза Журналистов на Международном Съезде в Москве, а также в 1982 году представлял Ульяновскую область в Москве на XVII съезде профессиональных союзов, в 1983 – на курсах редакторов областных газет. Миронов был участником Всесоюзного совещания идеологических работников, состоявшегося 16-17 октября  1979 года в Большом Кремлевском Дворце, юбилейного пленума правления Союза писателей СССР, объединенного пленума правлений творческих Союзов и организаций СССР и РСФСР.

За свой плодотворный и многолетний труд был отмечен наградами: орденом «Трудового Красного Знамени», двумя орденами «Знаком Почета», юбилейной медалью «За доблестный труд  в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».

В связи с 60-летием со дня рождения награжден почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Ульяновского обкома КПСС и облисполкома, Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся, Центрального Комитета ВЛКСМ и за многолетний добросовестный труд; за большую общественную работу награжден значком ЦК ВЛКСМ «За активную работу по охране общественного порядка», знаками «За культурное шефство над органами внутренних дел» и «Отличник гражданской обороны».

Александр Иванович Миронов был одним из виднейших деятелей ульяновской журналистики. Его талант, упорство, энергичность и патриотизм по отношению к своему отечеству и любимому делу помогали достигать больших успехов в профессиональной деятельности, а также в развитии периодической печати нашего края в целом.

 

Архивист I категории

ОГБУ ГАНИ УО

Ильязова Р.В.

 


Статья Пашкина А.Г. 

Обзор документов ОГУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области» по проблеме развитие системы школьного образования Симбирской губернии – Ульяновской области периода 1918 – 1975 г.г. в их кратком изложении.

В современной исторической науке отсутствуют сведения о наличии источниковедческих исследований документов партийных и комсомольских органов по проблеме развития общего (школьного и внешкольного) образования на территории Симбирской губернии – Ульяновской области. Тем не менее, документы данных органов содержат не первичную, а уже переработанную информацию о ходе проведения реформ в образовании. Кроме того, в документах партийных органов присутствуют сведения о возникавших в процессе работы образовательных систем проблемах и пути их решения, представляя тем самым исследователю возможность для анализа целесообразности принимавшихся мер в их исторической ретроспективе.
Все документы, находящиеся на хранении в Государственном архиве новейшей истории Ульяновской области можно разделить на несколько категорий:

  • законные и подзаконные акты, рекомендации и переписка с органами ЦК партии и комсомола, комиссариатами и министерствами по вопросам работы системы образования
  • отчёты, записки и справки отделов партийных и комсомольских органов, ведавших образовательными структурами
  • переписка с отделами народного образования Симбирской губернии – Ульяновской области
  • переписка с советскими, партийными, комсомольскими органами по вопросам снабжения, комплектования школ и внешкольной работы с учащимися
  • снимки учебной и внеучебной работы из коллекции фотодокументов 
  • документы личных фондов работников образования.

Обзор документов проведён в соответствии с важнейшими реформами в системе школьного образования. Так как внешкольная работа так же оказывала серьёзное влияние на психологическое и мотивационное поведение школьников, его развитие так же принято во внимание. 
Первые документы по проблеме развития системы образования в Симбирской губернии относятся к лету 1918 года. Так как большевизация Советов на тот момент ещё не была проведена в полной мере, вопросами народного образования ведала исполнительная власть. В области Симбирского губкома РКП(б) лежали лишь вопросы партийного и агитационно – пропагандистского образования.

Первые шаги в ликвидации неграмотности в документах Симбирского губкома РКП(б) отмечены частично. Это указания агитаторам проводить занятия по обучению грамоте. С 1920 года активность участия партийных органов в деле ликвидации неграмотности заметно повышается. Губернский и уездные комитеты РКП(б) ведут активную переписку с чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности по проблемам создания и снабжения пунктов ликбеза. Из документов конца 1923 г. следует, Симбирская (Ульяновская) губерния занимала 3 место по количеству неграмотных в СССР. В целом, приводится число неграмотного населения – 1200000 человек [1, л. 92 об.]. Рост сети пунктов ликвидации неграмотности продолжался до 1926 года. Следовательно этот момент является переломным в борьбе за грамотность масс. 

В целом, переломным моментом в развитии школьного образования региона стал 1926 г., когда заработная плата учителей достигла довоенного уровня. [2, л. 14] Ещё одним доказательством этого является тот момент, что к 1926 г. в школах Ульяновской губернии 1 ступени начинают выравнивать учеников по возрасту. Разброс возрастов должен был составлять не более трёх лет в отдельно взятом классе. Для тех, кто превышал эти рамки, а точнее – для подростков – создавались специальные группы для прохождения программы школы 1 ступени.[2, л. 24 об.] Следовательно, массовой неграмотности среди подростков на данном этапе исторического развития губернии уже не было. 

Одной из главных проблем школьного образования периода 1920-х годов были бюджетные колебания, вызванные низким урожаем в некоторых районах губернии. Доля расходов на образование из общего бюджета составила 33,1 %. В зависимости от ступени школы на ученика выдавалось от 17 до 46 рублей. [2, л. 13 об.] Продолжительность школьного учебного года в сельских и городских школах была разная. В первых он составлял 176 дней, а во вторых – 200. [2, л. 24 об.] Беднейшим ученикам оказывали помощь – выделяли обувь, одежду, учебники, горячие завтраки. Однако, прогулы из-за отсутствия средств всё равно отмечались. Хотя доход в Ульяновской губернии на душу населения – 57,6 рублей был на 5 рублей выше, чем в среднем по СССР, однако, в соседних губерниях такое количество было выше - 65,4 руб. в Нижегородской, 78.4 руб. в Пензенской, 74,1 руб. в Саратовской [2, л. 3] 

На 15 губернском съезде Советов в 1926 г. был принят план развития всеобщего образования в 1933 – 1934 гг. Согласно этому плану, 80% прироста бюджета образовательных структур необходимо было направлять на мероприятия по введению всеобщего обучения. [2, л. 24 – 25] 

В соответствии с решениями 16-го съезда партии (1930) и постановлением ЦК ВКП (б) от 25 июля 1930 г., ЦИК и СНК СССР приняли 14 августа 1930 постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». В 1930-х годах школа будущей Ульяновской области приобретают современную систему. В 1931 г. произошла замена системы трудовых школ на более привычные современные классные школы. Далее исторический процесс развития образования можно назвать «битвой за обязательное количество классов». Например, в это время в г. Ульяновске все дети от 8 до 12 лет были охвачены всеобщим начальным обучением, в прилегающих к городу сёлах – на 98%. В Заволжских слободах города не было охвачено всеобщим школьным обучением 50 человек подростков в возрасте от 12 до 15 лет. [13, л. 5] К этому моменту Ульяновский округ был расформирован. Однако, в фондах государственного архива новейшей истории Ульяновской области хранятся фонды районных и городских партийных и комсомольских организаций, вошедших в 1943 г. в состав Ульяновской области. Это позволяет восполнить недостаток данных и без потери аутентичности и достоверности информации исследовать развитие системы народного образования на территории региона. 
Ещё одним интересным процессом 30-х годов, имевшим место в школах региона, была политехнизация. Например, к осени 1931 г. все школы – семилетки г. Ульяновска были прикреплены к промышленным предприятиям и во многих школах на этих предприятиях организована производственная практика учащихся. Для ускорения введения политехнизации для учителей школ 1 ступени и школ-семилеток с осенних каникул этого же года начали работать шестимесячные вечерние курсы, проходившие на базе Индустриально – педагогического и Тракторного техникумов. В г. Ульяновске данные курсы посещали более 70 учителей. [13, л. 6 – 7]

В целях повышения уровня жизни педагогических работников постановлением Куйбышевского крайкома ВКП(б) от 8 декабря 1931 г. нижней планкой снабжения учителей школ 1 и 2 ступеней, работающих в школах городов, рабочих посёлков и посёлков городского типа, был признан список №2 категории А. Снабжение учителей, обслуживающих колхозы и совхозы теперь производилось за счёт ресурсов последних по нормам №2 – 1 категории А. При этом в тех колхозах, где имелся обобществленный скот, учителя должны были получать молоко и мясо не менее, чем колхозники. [12, л. 147] Принятые меры в некоторой степени улучшили положение учительства, но были недостаточными. Например, в г. Ульяновске у учителей не хватало дров для отопления жилья. В учительских домах замерзали чернила, а сами они зачастую уходили ночевать к друзьям или даже в школу. При средней зарплате учителя школы 1 ступени в 68 р. 1 куб. м. дров стоил 25 – 30 руб. [13, л. 28] Поэтому в 1933 г. с 1 по 10 июня был проведён «Декадник смотра работы по культурной революции и защите материально – правового положения учительства». В его работе были задействованы силы групп содействия прокуратуры, контрольной комиссии рабоче – крестьянской инспекции и представители от учителей. [14, л. 9.] 

К 1933 – 1934 учебному году на территории будущей Ульяновской области отладилась система работы нового типа общеобразовательной школы, состоящей из двух частей – начальной и средней. В этот момент было введено постоянное расписание занятий, а также определён внутренний распорядок в школе. Основной формой организации учебного процесса в школе стал урок. Ещё одним положительным моментом являлась тяга учителей к повышению своей квалификации. [14, л. 36] С этого момента ситуация в школах будущей Ульяновской области нормализовалась и оставалась неизменной вплоть до 1941 г. 
Свои коррективы в развитие школьного образования внесла Великая Отечественная война. В фонде Ульяновского областного музея комсомольской славы хранятся воспоминания Григория Сазонтова, в годы Великой Отечественной войны учитель истории Сурской средней школы: «… В день объявления войны я был в отпуске. Как только прослушал по радио речь Молотова, побежал в райком партии. Там мне поручили провести митинг в селе Араповка. Кое-как починил свой потрепанный велосипед и за 15 км поехал в Араповку. В селе волнение. Народ собрался у клуба. Рассказал, что слышал по радио. Приняли предложенную мной резолюцию, выражавшую гнев и возмущение вероломным нападением Германии и готовность защищать Родину. Об отпуске нечего было и думать. Учителя стали приходить в школу, записались в народное ополчение, стали проходить военную учёбу. Вскоре понадобилась помощь учащихся в уборке урожая в колхозе. С 1 сентября учащихся под руководством учителей стали направлять на копку картофеля, на срезку подсолнухов в сёла района. Работали мы в сёлах Шеевщино, Араповке, недели по две в каждом. Занятия начались только 1 октября. Как учителя, так и учащиеся старались оказать всенародную помощь фронту: собирали средства в фонд обороны, тёплые вещи для Красной Армии, посылали посылки с подарками фронтовикам…» [15, л. 138].

В г. Ульяновске на школы огромное влияние оказала эвакуация. Переломным моментом в развитии школ региона стал 1943 г. Именно с 1943 – 1944 учебного года ситуация в школах региона стала входить в обычное русло. Трёхсменное расписание исчезло только к 1943 г. [5, л. 26] Исходя из документов Ульяновского обкома ВКП(б), периодически из школ области выбывало по нескольку тысяч человек. Причинами этого становились как плохое материальное состояние учеников, так и неважное снабжение школ. Например, на 1 декабря 1943 г. из требовавшихся 227 тысяч кубометров дров в школы завезли лишь 70 тысяч. [4, л. 3] В 1942 – 1943 учебном году на территории Ульяновской области было 1135 школ, в которых на начало года обучалось 153490 человек, а в конце года – 114812. [4, л. 1 – 2] Однако, уже на следующий год в школы региона пришли 157347 учеников. [4, л. 36.] Из-за неправильного учёта в некоторых школах детей оказалось на 1 – 2 класса больше планируемого. [5, л. 27] В условиях Великой Отечественной войны в системе общего образования Ульяновской области начала проводиться новая реформа – разделение школ на женские и мужские. За весь 1943 г. по такому признаку в г. Ульяновска создано 3 мужских и 6 женских школ. [5, л. 1] Возвращение зданий школам растянулось до 1948 г. Последними освобождались здание школы им. К.Маркса, занятое госпиталем и флигель женской гимназии №3 в г. Ульяновске. [8, л. 3] 

В документах территориальных партийных комитетов присутствует информация о снабжении школ региона столь необходимыми материалами, как тетради и учебники. В 1933 г. школам будущей Ульяновской области не хватало учебных и наглядных пособий, политехнического оборудования. [14, л. 36] Решена эта проблема была в первый же послевоенный год, когда в школы завезли 257700 учебников и 3365556 комплектов тетрадей, что составило 105% от требуемого. [8, л. 3] 

Так же в суровые военные годы в регионе стали заниматься повышением уровня мастерства учительства. Созданный летом 1943 г. Ульяновский институт повышения квалификации учителей имел в своём составе трёх человек и занимал три комнаты в здании бывшего рабфака в г. Ульяновске. [3, л. 18] Летом 1944 г. были проведены месячные курсы для преподавателей истории и географии. [5, л. 37] 
В целом, Великая Отечественная война наложила свой отпечаток на уровень жизни учителей. Были случаи, когда выдача продуктов задерживалась на два – три месяца, либо снабжение происходило не по норме. [4., л. 36] После отмены карточной системы снабжение учителей продуктами улучшилось, а с 1950-х гг. более не вызывало нареканий. Специально для этого были выделены дополнительные фонды. Проблема возникла в другом – в силу своей занятости учителя не успевали совершать покупки. [8, л. 241]
В 1947 г. вышли постановления «О классном руководстве» и «Положение о родительском контроле». В регионе впервые были сформированы родительские комитеты. Основная их деятельность была направлена на оказание материальной помощи школе и нуждающимся ученикам. Например, в с. Малая Борла Кузоватовского района родители своим трудом достроили школу на 200 человек, привезли дрова, парты и другую школьную мебель [8, л. 207]

В 1951 г. в школах Ульяновской области обучались 182245 человек. Всего в 1 – 7 классах отсутствовали без уважительных причин 1684 ученика. Из них не посещали школу из-за отдалённости последней 236 человек, из-за работы в колхозах и на предприятиях – 1058, домашней работы – 119 человек, материальной необеспеченности – 111, по неуспеваемости – 28. И всего лишь 132 школьника не желали учиться. [10, л. 3 – 4] Спустя два года борьба с такими проявлениями выглядела следующим образом. Среди родителей школьников проводилась усиленная агитация о необходимости 7-летнего образования. Со стороны колхозов, промышленных предприятий и учреждений, через органы собеса и кассы взаимопомощи нуждающимся детям оказывалась материальная помощь. А вот родителей, дети которых не посещали школы, стали привлекать к административной ответственности. Например, в Сурском районе Ульяновской области в 1953 г. школы не посещали 24 человека, из них только 12 – материально не обеспечены. Другая половина этой «группы» не училась без уважительных причин. За это родителей последних школьников подвергли штрафам. В Старомайнском районе таким же образом было оштрафовано 26 родителей. Административная комиссия исполкома одного из районов области, рассмотрев материалы на 14 родителей, пятерых подвергла исправительно – трудовым работам сроком на 1 месяц, остальные были оштрафованы. [9, л. 1, 4, 10] 
С течением времени менялся внешний вид и внутреннее содержание школьных зданий. По документам Ульяновского обкома партии, в 1953 – 1954 учебном году в Ульяновской области здания 722 школ были специальными, 1041 – приспособленными, 104 – арендованными. К этому же времени в зданиях 50 начальных, 69 семилетних и 54 средних школах региона было проведено электрическое освещение.[10, л. 7]
Исходя из документов архива, закончился процесс ликбеза только в 1959 году. Годом ранее, по данным Ульяновского обкома КПСС, всего в области насчитывалось 6163 неграмотных, из которых 5101 составляли женщины. Проблему решили закреплением учителей за неграмотными. Так, в Новоспасском районе учителя закрепили за каждым из последних 170 неграмотных. [6, л. 3, 6, 52]

В 1959 – 1960 учебном году в школах Ульяновской области обучалось 163648 человек, при этом на 8 – 11 классы приходилось лишь 16943 человека – следствие низкой рождаемости в годы Великой Отечественной войны.[7, л. 1] 

Продолжался начатый ещё в 30-е годы процесс политехнизации школы. В сельских школах проводились экскурсии, сбор семян, посадка леса, работы на ремонте сельскохозяйственных машин и строительстве. Учениками Суходольской семилетней школы за 15 лет был выращен сосновый лес на участке в 87 га.[10, л. 12] В свете решений XXI съезда КПСС о политехническом обучении в мастерские школ Ульяновской области закупили оборудование на 10 млн. рублей. В это же время была организована опытная работа по осуществлению связи обучения с производственным трудом учащихся 9 – 10 классов. Таким образом, ученики получали специальности – токаря, фрезеровщика, слесаря, счетовода и другие. [7, л. 2, 33] 

Трудоустройством выпускников школ занимались исполнительные комитеты советов депутатов трудящихся. В городах выпускников устраивали на промышленные предприятия, направляли в технические училища и ВУЗы. Для выпускников сельских школ были предусмотрены рабочие места в колхозах и совхозах, а так же продолжение обучения в средних-специальных и высших учебных заведениях. Например, из 178 выпускников средних школ г. Мелекесса 100 направили на работу в колхозы и совхозы, 25 устроены на промышленные предприятия, 53 направлены в средние и высшие учебные заведения. [7, л. 27] 

В середине 60-х годов среднее образование Ульяновской области стало переходить на обязательное 8-летнее обучение. В 8-летние преобразовывались 7-летние и начальные школы. [11, л. 1] 

Динамика количества учащихся в городах и сельской местности отражает миграционные процессы. Эти данные находятся в документах школьного отдела (отдела образования) Ульяновского обкома партии. Так, до 1960 г. большинство учащихся относилось к сельской местности. В середине 60-х годов это количество сравнялось, а уже в 1970-х годах численный перевес учащихся был за городами и посёлками городского типа. Урбанизация становилась типичной для всей страны. 8-часовой рабочий день не позволял родителям присматривать за вернувшимися из школы детьми. Поэтому с 1975 г. в школах Ульяновской области начинает активно вводиться система продлённого дня, что представляет собой уже новый виток развития школьного образования региона.

Список литературы и источников 

1. Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИУО) Ф. 1. Оп. 1. Д. 704. 
2. Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1075. 
3. Там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 315. 
4. Там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 316. 
5. Там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 317. 
6. Там же. Ф. 8. Оп. 6. Д. 224. 
7. Там же. Ф. 8. Оп. 6. Д. 233. 
8. Там же. Ф. 8. Оп. 6. Д. 357. 
9. Там же. Ф. 8. Оп. 11. Д. 344. 
10. Там же. Ф. 8. Оп. 11. Д. 345. 
11. Там же. Ф. 8. Оп. 17. Д. 232. 
12. Там же. Ф. 13. Оп. 1. Д. 984. 
13. Там же. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1031. 
14. Там же. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1190. 
15. Там же. Ф. 162. Оп. 2. Д. 351.

Вернуться на предыдущую страницу

Яндекс.Метрика
ГАНИ УО © 2012 - 2017 Все права защищены
Сайт разработан в Webstudio73