Дискуссионная онлайн-площадка «Великому Октябрю Слава? Слово эксперту». Новое экспертное мнение
Дата размещения новости: 12.10.2017
Революция 1917-го: шаг вперед или трагедия российской истории?
Игнатов Станислав Дмитриевич – заведующий филиалом Ульяновского областного краеведческого музеи им. И.А. Гончарова – музея "Конспиративная квартира симбирской группы РСДРП"
Февральскую и Октябрьскую революции было решено объединить в единое понятие «Великая Российская Революция». Любая революция несет в себе множество противоречий, но одно можно отметить с уверенностью: Великая Российская революция повлияла на мировую историю, и последствия ее остаются в памяти у многих поколений.
Сложно найти среди граждан однозначного отношения к данному событию. Даже среди специалистов-историков не будет единой точки зрения о главных причинах и последствиях революции.
По моему убеждению, даже среди революционеров симбирских социал-демократов того времени не было единой позиции – к каким последствиям может привести революция? Ведя свою революционную деятельность, они откровенно призывали к свержению царской власти и «старого строя», за ведения восьмичасового рабочего дня, выступали за мир.
Но, как часто бывает, не все проходит гладко. Для меня это событие важно как урок, а история всегда учит, что любое действие имеет свою цену и последствия. С моей точки зрения, за революцию в России дорого заплатили, за ней последовали Бресткий мир, Гражданская война и многие другие события.
Февральскую и Октябрьскую революции было решено объединить в единое понятие «Великая Российская Революция». Любая революция несет в себе множество противоречий, но одно можно отметить с уверенностью: Великая Российская революция повлияла на мировую историю, и последствия ее остаются в памяти у многих поколений.
Николай Александрович Казаков - народный академик Чувашии, Заслуженный деятель чувашской национальной культуры. Краевед-общественник.
По развитию промышленности Россия сильно отставала от других государств, причём значительная доля промышленных предприятий находилась в руках иностранных капиталистов. Им, например, принадлежало около двух третей всех металлургических и машиностроительных заводов, шахт и рудников. Сельское хозяйство, которым занималось преобладающее большинство населения России, стояло на очень низком уровне. Крестьяне обрабатывали землю самыми примитивными способами, без применения каких-либо сложных сельскохозяйственных машин. Как показала перепись, произведённая в 1910 г., инвентарь крестьянских хозяйств состоял в то время из 10 млн. сох, деревянных плугов, 4 млн. железных плугов и 18 млн. деревянных борон. Агротехника была отсталой. Применение каких-либо искусственных удобрений совершенно не было доступно огромной массе крестьян. При Временном правительстве, состоявшем из капиталистов и помещиков, хозяйственная, разруха-продолжала усиливаться. России грозила неминуемая катастрофа, хозяйственный крах, порабощение иностранными империалистами. Вот так пишет Н. Амосов в книге «Что дала Советская власть трудящимися» (ОГ И З Молотовское областное издательство,1945 г.). От этой катастрофы нашу страну спасла Революция 1917 –го года, которое является одним из крупнейших политических событий XX века, произошедшее в России в октябре (по новому стилю — в ноябре) 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. Произошел в стране коренной переворот во взаимоотношениях государства и общества. Историки революцию 1917 года называют теперь по-разному: ученные социалистической ориентации-Вели́кой Октя́брьской социалисти́ческой револю́цией (так называлось и в СССР), а в другие: «Октябрьский переворот», «Октябрьское восстание», «большевистский переворот».
Что дала новая власть в стране? Много нового. Были приняты ряд законодательных актов, которые создали основу конституционного законодательства нашей страны. Начало этому процессу было положено еще на Втором съезде, который включал в себя рабочих и солдатских депутатов, проходивший в тревожной обстановке Октябрьского восстания. Первые декреты советской власти были приняты этим съездом ранним утром 26 октября, они касались трех основных вопросов текущего момента – о мире, о земле и о власти.
Культурная революция охватывала все слои населения не только в городе, но и в селе. Сельчане, не умеющие писать и читать сели впервые за парты. Так произошло в моей малой родине-Новое Ильмово. Открылись избы читальны. Это было начальным шагом вперед в просвещение народа. Народ поддержал Советскую власть. А что было раньше в период царствования Николая Второго? Нищенская жизнь большинства население страны. О жизни в русской деревне до Революции до нас дошло огромное количество источников - как документальных сообщений и статистических данных, так и личных впечатлений. Вот что пишет уроженец из с. Новоильмового Куста К.П. Прокопьева в письме к Президиуму Курганского Исполкома. «Родился я и вырос в бедной крестьянской семье в с.Ново-Ильмовом Кусте, Симбирской губернии Буинского уезда и до поступления на учительскую службу исполнял все тяжелые работы наравне с семейными. В лаптях и крестьянском зипуне окончил я Учительскую семинарию. Пробыв несколько лет учителем в сельской школе, я пожелал продолжить учение дальше, но т.к. дороги для нас были закрыты, я, чтобы воспользоваться одной из предоставленных крестьянам нескольких синодальных стипендий в духовных учебных заведениях, поступил в духовную академию. Вследствие этого я должен быть принять сан священника, хотя и не имел к тому особого увлечения…». Это наглядно доказывает, что в период царизма народ не имел ни каких прав. Обучение было платное. Не все сельчане смогли оплатить за обучение детей в школах. Выходец этой деревни П.М.Миронов, благодаря Советской власти стал знаменитым математиком. И. Я. Яковлев указывает, что губернское и уездное земства мало помогали делу просвещения чувашского народа. Не было помощи и со стороны богатых помещиков… (Краков, Л. П. И. Я. Яковлев и дело его жизни / Л. П. Кураков // Иван Яковлев – выдающийся чувашский просветитель-педагог. – Уфа, 1998. – С. 7 – 14.). Мемуары просветителя свидетельствуют о том, что его "чувашское дело", то есть дело просвещения и национального подъема родного народа, осуществлялось в труднейших условиях Российской империи, только в Советское время яковлевское дело продвигался вперед, обучение стало бесплатное и государственное.
Классики русской литературы. И. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ю. Лермонтов, М. Горький, А.П. Чехов в своих произведений описывали трудную жизнь Российской глубинки. Антон Павлович Чехов много рассказов посвятил жизни простых людей, никому не известных, незаметных и несчастных. Одно из таких глубоких и печальных произведений - «Ванька» - рассказ о трагической судьбе крестьянского мальчика.
Жизнь мальчика невыносима: хозяева бьют его, почти не кормят, заставляют выполнять непосильную работу. Ванька пишет: «А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают».
Когда читаешь в конце рассказа о том, как Ванька сунул своё письмо в почтовый ящик, а потом уснул, убаюканный сладкими надеждами, становится очень грустно. Ведь ясно, что письмо с адресом «На деревню дедушке» никогда не дойдёт до адресата, и мальчик по-прежнему будет маяться у чужих людей. Его жизнь не изменится, а может быть, станет ещё хуже. Трагическая судьба маленького мальчика-сироты никого не оставляет равнодушным. Она вызывает жалость и сочувствие. В рассказе «Дед Архип и Ленька» М. Горький характеризует взаимоотношений бедных и богатых: «Сытый человек-зверь... Враги друг другу - сытый и голодный...» Рассказ сопровождается показом об униженном положении обездоленных. «Ложь, притворство, воровство - норма рабской морали», - говорит читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька». Лев Толстой. Вот как он описывал свою поездку по нескольким десяткам деревень разных уездов в самом конце 19 века: «Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить…». Чувашский писатель, публицист, общественный деятель, член Союза писателей СССР, народный поэт Чувашской АССР, участник Первой мировой войны в повести в стихах «Хен-хур айенче» («Под гнетом») подробно описывает трудную жизнь чувашской деревни. Под предводителем Чакка, хотя это и литературный герой, по утверждению автора, все же был исторической личностью, как и Салават Юлаев, чуваши принимали участие в Пукачевском восстании, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Отрывок этой поэмы на уроке чувашской литературы мы выучили наизусть. Помню я его до сих пор. Образы героев, борющихся за счастье народа навсегда остаются в сердцах миллионов людей. Многие авторы писали о постоянном и жестоком голоде в русской деревне. Миллионы отчаявшихся людей не находя выход, бежали в города, доходя даже до столиц. Обезумевшие от голода люди попрошайничали и воровали. Вдоль дорог лежали трупы погибших от голода. Чтобы предотвратить это гигантское бегство отчаявшихся людей в голодающие деревни вводили войска и казаков, которые не давали крестьянам покинуть деревню. Часто не выпускали вообще, обычно, разрешали покидать деревню только тем, у кого был паспорт. Паспорт выдавался на определённый срок местными властями, без него крестьянин считался бродягой и паспорт был далеко не у всех. Человек без паспорта считался бродягой, подвергался телесным наказаниям, тюремному заключению и высылке. Сейчас мало кто знает, что для того, чтобы получить хлеб, царское правительство принимало жёсткие конфискационные меры – экстренно увеличивало налоги в определенных районах, взыскивало недоимки, а то и просто изымало излишки силовым путём – полицейскими урядниками с отрядами казаков. Основная тягота этих конфискационных мер ложилась на бедные слои населения. Сельские богачи обычно откупались взятками. Об этой страшной времени сейчас старательно забывают. Это было трагедия народа всей России, а Революция 1917 года положило конец страданиям простого народа. Советская власть дала народу свободу, братство, дружбу. Это:
1.Право на восьмичасовой рабочий день.
2. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
3. Невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина без согласия профсоюзной и партийной организации.
4. Право на работу, на возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом.
Причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.
5. Право на бесплатное общее и профессиональное образование. Причем, как среднее профобразование, так и высшее.
6. Право на бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими яслями, детсадами, пионерлагерями.
7. Право на бесплатное медицинское обеспечение.
8. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение.
9. Право на бесплатное жилье.
10. Право на защиту государства от произвола местных начальников и чиновников.
11. Право на бесплатный проезд к месту работы или учебы по индивидуальному, оплачиваемому государством проездному документу.
Кроме того, женщины имели право на целый ряд дополнительных своих льгот: 1.Право на трехлетний декретный отпуск с сохранением рабочего места. (56 дней - полностью оплачиваемый, 1, 5 года - пособие, 3 года - без прерывания стажа и запрет администрации на увольнение.).
2. Право на бесплатную патронажную службу ребенку сроком до одного года.
3. Право на бесплатную молочную кухню для новорожденных до трех лет.
5. Право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное лечение при любых детских заболеваниях
Ни в одной стране мира ничего подобного не было. Кое какие социальные блага в зарубежных странах стали появляться лишь после Второй мировой войны в результате мощного рабочего движения, вызванного существованием Советского государства. Судьба каждого ее гражданина зависела только от него самого, а не от количества денег на его счетах. И государство активно помогало ему в реализации этих его стремлениях. Теперешняя власть отняла все, что мы имели.