Совет по архивному делу – 2015. Куда движемся?
Дата размещения новости: 26.10.2015
22 октября закону «Об архивном деле в РФ» исполнится 11 лет. Подведению итогов и начертанию будущих законодательных перспектив было посвящено XI заседание Совета по архивному делу в Ярославле.
В целом закон работает, считают в Росархиве. С этим согласились все участники сентябрьского заседания, среди которых были руководители профильных служб и учреждений, а также представители научного и делового сообщества.
«Мы честно сделали свою работу», – отметил вначале выступления главный докладчик мероприятия Андрей Артизов. В подтверждение этих слов он привел результаты анализа Института законодательства и сравнительного правоведения и анкетирования архивов, проведенного Федеральным архивным агентством. Однако едва ли такие данные можно считать достаточным основанием для объективной оценки целостности и актуальности существующего в нашей стране законодательства в сфере архивного дела.
По мнению главы ведомства, на сегодняшний день основными задачами в сфере совершенствования архивной политики являются унификация норм в отношении муниципальных образований и эффективное хранение документов территориальных органов в субъектах РФ. В первом случае необходимость изменений связана с повышением роли органов местного самоуправления в регулировании архивной сферы, которые сегодня принимают собственные нормативные акты, а также с правовыми трудностями, возникающими при отнесении архивных документов к муниципальной собственности в случае создания или преобразования муниципальных образований. Во втором случае речь идет о том, чтобы передать субъектам РФ полномочия по хранению документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций (с возможностью делегирования части полномочий «муниципалам») за счет средств федерального бюджета. Эта идея получила продолжение в соответствующем законопроекте, рассмотрение которого уже долгое время тормозится «неблагополучной финансовой ситуацией». В этом вопросе Росархив занял привычную для себя выжидательную позицию. «Потерпим, но дождемся своего», – заявил г-н Артизов.
Особый интерес со стороны участников заседания вызвало предложением ведомства о радикальном сокращении сроков хранения некоторых видов документов по личному составу. Законопроект, который в январе этого года прошел первые слушания в Госдуме, соответствовал настрою руководства Росархива сразу «взять и отрезать». Но резкое сокращение продолжительности хранения с 75 до 20 лет вызвало бурную критику в обеих палатах парламента, в результате чего во втором чтении, вероятнее всего, проект будет принят в новой редакции. Главная суть поправок состоит в том, чтобы установить срок хранения 50 лет, но не для части, а для всех документов по личному составу, созданных после 2003 года. По словам докладчика, такое компромиссное решение в частности поддерживают Минтруда, ПФР и МВД.
Говоря о новых правилах организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, вступивших в силу с 21 сентября 2015 года, Андрей Артизов в очередной раз подтвердил несостоятельность ведомства в вопросах применения информационных технологий для решения задач современной архивной службы. Нормативно-правовой акт, задержку которого оправдывали технологическим «апгрейдом», оказался малопригодным для работы с электронными документами.
Некоторые эксперты отрасли сравнивают появление нового документа с очередным переизданием «законов царя Хаммурапи», за которым стоит «замаскированная просьба ведомства о скорейшей эвтаназии». Похоже, во ВНИИДАД понимают, что на важные вопросы архивистов им ответить так и не удалось. «К сожалению, вы будете не очень довольны этими правилами», – признался директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела Михаил Ларин. По всей видимости, в сложившейся ситуации руководство учреждения предлагает по примеру Андрея Артизова «потерпеть и дождаться своего»: «Нужно готовиться к тому, чтобы дополнить новые правила комплексом методических рекомендаций, которые бы помогли решить возможные коллизии. Может быть, в конце концов [необходимо] создать законодательство, касающееся электронных документов?». Главный вопрос, который замолчала аудитория: кто этим будет заниматься?
«Революционеры» из Росархива (именно таким образом охарактеризовал архивистов г-н Артизов) дважды в ходе заседания дали понять, что не способны предоставить сообществу технологически грамотные правила работы с электронными документами. «По объективным причинам», – подчеркнул руководитель ведомства. Такой объективной причиной является Минкомсвязь, которая пока не подготовила «комплексное предложение по организации долговременного хранения электронных документов». Это задача «информационщиков», а не архивистов, уверен докладчик.
Границы архивной профессии обозначил и Михаил Ларин: «Та сфера, которая должна быть урегулирована архивистами, расширяется до размеров, которые нам неподвластны да и, наверное, не должны быть подвластны». При этом концепцию управления RIM (records and information management – управление документами и информацией) он считает неприемлемой для российских архивистов: «Необходимо более четко очертить полномочия и ответственность архивной службы и установить границы АФ РФ, чтобы не было такой ситуации, когда архивистов считают ответственными буквально за все проблемы, связанные с использованием документов, начиная от их зарождения в делопроизводстве, уничтожения, хранения и заканчивая электронными документами, базами данных, Internet и т. д.».
К сожалению, Минкультуры также не спешит решать вопрос хранения электронных документов. В конце прошлого года по итогам двух заседаний рабочей группы, обсуждавшей возможность архивирования документов, обязательных для сохранения на длительный срок, в электронном виде (п. 3 «дорожной карты» «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»), чиновники пришли к выводу, что «данную проблему целесообразно решать путем реализации уже имеющихся норм федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ».
Важной темой, которая прозвучала в докладах двух участников заседания, стало осуществление госконтроля в сфере архивного дела. Архивист Елена Долгова рассказала об опыте реализации контрольных мероприятий в Ставропольском крае, где за последние 5 лет было выявлено 23 правонарушения. При этом она обратила внимание на проблему «крайне невысоких» штрафов и от лица госархива предложила проработать вопрос об их увеличении. Председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга Сергей Соколов указал на более сущностные недостатки законодательства в части выполнения контрольных функций. В частности, нерешенными остаются вопросы о том, кто является объектами госконтроля, в каких случаях составляются протокол об административных правонарушениях и предписание на их устранение, а также как классифицировать нарушения и сроки их устранения.
Отметим, что общий энтузиазм Росархива и отсутствие явных дискуссий (не считая радикального предложения по сокращению сроков хранения) едва ли можно считать признаком законодательного прогресса. Напротив, зачастую именно в трудные времена – то ли от собственной усталости, то ли от профессионального безверия – архивисты склонны закрываться от реальности маской равнодушия. Но кто в таком случае будет отстаивать интересы профессии? И кто, если не архивисты, докажет обществу, что архив – это «не вещь в себе, а для людей»?
НААР.РУ ©